21:43 Под длинной тенью возрождающейся России | |
Из всех многочисленных перемен, случившихся в Центральной и Восточной Европе в этом году, ни одна не является более значимой, чем явление России в качестве энергетической сверхдержавы. Год едва начался, когда президент Владимир Путин приказал газовому монополисту - компании "Газпром" - отключить подачу газа на Украину, в результате чего пострадали и газовые поставки в ЕС. Вскоре поступление газа было возобновлено, но Европа до сих пор переваривает последствия этого сурового урока в сфере энергетической политики. "Газпром" ведет переговоры о повышении цен в 2007 году, в особенности для бывших республик Советского Союза, которые пользовались льготными условиями. Газовая компания показала, что готова, если нужно, прекратить поставки в те государства, которые не подпишут новые контракты. Кремль настаивает на том, что Россия поставляет нефть и газ исключительно на коммерческой основе. Однако на практике российские чиновники - большие специалисты по использованию энергоресурсов не только для коммерческих, но и для политических нужд. К примеру, на Кавказе враждебное с точки зрения России государство Грузия платит за свой газ значительно больше, чем соседняя пророссийски настроенная Армения, несмотря на то, что газ для Армении идет через территорию Грузию. "Газпром" утверждает, что его цель - повышение цен для бывших советских республик до рыночного уровня и прекращение субсидирования, которое тянется еще с советских времен. Также вырастут внутрироссийские цены на газ, хотя не раньше, чем пройдут президентские выборы 2008 года. "Газпром" пытается не только увеличить свои доходы, но и купить акции в предприятиях системы распределения и сбыта, в том числе сети трубопроводов, чтобы укрепить свое присутствие на рынке и прибыли. Вместе со своими немецкими партнерами он уже сделал несколько таких приобретений в Венгрии, Чехии и Словакии, а в этом году купил контрольный пакет акций маленькой британской газовой компании. Однако многие европейские правительства с недоверием относятся к российским инвестициям в энергетику, опасаясь, что экономический контроль приведет к росту политического влияния. ЕС ответил новыми усилиями по диверсификации поставок, прежде всего, за счет Каспия. Новые газо- и нефтепроводы из Азербайджана в Турцию были достроены в нынешнем году, и рассматривается вопрос о строительстве ряда других. Но огромные затраты и неуверенность в объеме месторождений делает энергетические компании очень осторожными. Тем временем Россия успешно использует напряженность внутри ЕС, настраивая его членов друг против друга, прежде всего по поводу строительства газопровода по дну Балтийского моря, который будет снабжать Германию, но обойдет Польшу и другие лежащие между Германией и Россией страны. Тем временем Россия становится страной, в которой иностранным нефтяным компаниям действовать все труднее. После многолетних дискуссий Кремль решил исключить иностранные компании из проекта освоения гигантского Штокмановского газового месторождения в Баренцевом море и усиливает давление на англо-голландскую компанию Shell и других инвесторов, участвующих в разработке газа у берегов острова Сахалин на российском Дальнем Востоке. В декабре Shell сдался и согласился передать "Газпрому" контрольный пакет акций в своем проекте "Сахалин-2" стоимостью 20 млрд долларов. Похоже, российские чиновники думают, что больше не нуждаются в иностранных капиталах и технологиях. Вместо этого Путин продвигает российские компании в качестве мировых лидеров, и главные среди них - "Газпром" и "Роснефть", нефтяная группа, которая в этом году вышла на рынок и была оценена в 80 млрд долларов. Кремль, похоже, решительно настроен усилить государственный контроль над российскими энергоресурсами. В России растут националистические настроения, которые подпитываются растущей уверенностью в энергетическом богатстве России, растерянностью, которая последовала за распадом СССР, и страхом перед возможными угрозами, в том числе местным и международным терроризмом. Путин использовал в своих целях эти настроения, начав проводить более жесткую внешнюю политику. Год назад его основной мишенью была Украина, где в 2004 году на президентских выборах победил прозападно настроенный кандидат Виктор Ющенко. Однако успех на парламентских выборах в этом году ориентированного на Россию соперника Ющенко, Виктора Януковича, и его назначение на пост премьер-министра заставило Москву смягчить свою позицию по отношению к Киеву. Теперь Кремль целит в Грузию и ее прозападного президента Михаила Саакашвили. При том что на горизонте уже маячат президентские выборы 2008 года, российская политика становится жестче и брутальнее. В последние месяцы мы были свидетелями серии громких политических убийств, в том числе Александра Литвиненко, бывшего российского агента, который был отравлен в Лондоне. Кремль отрицает свою причастность, но среди потенциальных подозреваемых есть ряд бывших и действующих агентов, а также гангстеры и бизнесмены. Эти события вызывают обеспокоенность в Центральной Европе. Однако разные государства по-разному относятся к Москве: Польша и страны Балтии по-прежнему более склонны критиковать Россию, чем Чехия, Словакия и Венгрия, которые смотрят на вещи с более прагматических позиций. Польша, возглавляемая новым президентом Лехом Качиньским и его братом-близнецом премьер-министром Ярославом Качиньским, выработала очень твердую внешнеполитическую линию. Однако помимо того, что такая позиция раздражает Россию, она вызвала трения с партнерами Польши по ЕС, в особенности с Германией, и осложнило европейское сотрудничество. По всей Центральной Европе новые политические силы пробуют себя в форме популистских партий и тенденций. После более чем 15 лет посткоммунистических перемен люди устали от экономических реформ. Теперь, когда вступление в НАТО и ЕС у них в кармане, политики пытаются убедить избирателей согласиться на дальнейшие перемены. Например, в Венгрии политическое недовольство вызвало беспорядки в Будапеште. Непосредственным поводом послужило признание премьер-министра страны Ференца Дюрчаня в том, что он лгал о состоянии экономики. Однако демонстранты были также встревожены угрозой, которую реформы представляют для государства всеобщего благосостояния. В Юго-Восточной Европе Румыния и Болгария чувствуют облегчение оттого, что они 1 января присоединятся к Европейскому союзу, несмотря на сомнения Брюсселя в степени их готовности. Другие страны региона обеспокоены усталостью от расширения, которая нарастает внутри ЕС, и кризисом в переговорах о вступлении Турции, в силу чего ЕС может отказаться от дальнейшего приема новых членов. В бывшей Югославии, которая представляет собой, вероятно, самый проблемный регион материковой Европы, смерть бывшего лидера Сербии Слободана Милошевича в тюремной камере Гаагского трибунала по военным преступлениям устранила один из источников потенциальной нестабильности. Но другие остались, прежде всего влиятельность сербской экстремистской Радикальной партии, политический тупик в Боснии и промедление в усилиях международного сообщества по обеспечению окончательного решения судьбы спорной территории Косово. Тем временем от Балтийского моря до Черного и от Берлина до Берингова пролива наблюдается положительная экономическая динамика и рост уровня жизни. Хотя в некоторых странах политические перипетии оказали дестабилизирующее воздействие, последствия могли бы быть гораздо серьезнее, если бы экономика не была столь прочна. В недавно опубликованном ежегодном докладе об экономике Европейский банк реконструкции и развития предсказывает ожидаемый средний рост валового внутреннего продукта на 6,2% в этом году и на 5,8% в 2007 году. Если эти прогнозы верны, то к концу нынешнего года регион полностью восстановится после потери темпов экономического развития, последовавшего за крахом коммунизма; ВВП в этом году составит 103% от уровня 1989 года. При этом между отдельными регионами существуют разительные отличия: в Центральной Европе уровень ВВП уже на треть больше, чем в 1989 году, а страны Юго-Восточной Европы только-только вернулись к уровню 1989 года. Государства бывшего Советского Союза должны еще немного дотянуть до этого уровня. Тем не менее, Юго-Восточная Европа и бывшие советские республики сокращают разрыв, поскольку в них рост идет быстрее, чем в Центральной Европе. Деньги сосредоточены в крупных городах региона. Москва, Варшава и Прага переживают бум, как и города поменьше, в том числе Рига, российский индустриальный Екатеринбург и экономическая зона на западе Румынии Тимисоара. В бывшем СССР регионы, богатые ресурсами, также быстро растут, например нефтяной и газовый Ханты-Мансийский округ в Западной Сибири, производящий больше половины всей российской нефти. Однако вдали от этих коммерческих "двигателей" жизнь в целом беднее, а иногда очень трудна. Провинциальные города и деревни часто видят мало пользы от посткоммунистических преобразований. Целые страны до сих пор борются с серьезной политической нестабильностью, особенно в Средней Азии и на Кавказе. Даже более бедные государства предоставляют некоторые возможности иностранных инвестиций. По данным ЕБРР, иностранные инвестиции должны в 2006 году составить 50,3 млрд долларов, что совсем немного меньше 53,8 млрд в 2005 году. Центральная Европа продолжает оттягивать на себя львиную долю этих инвестиций (22,1 млрд предсказывают на 2006 год), но при этом Юго-Восточная Европа резко увеличила свою долю с 13 млрд долларов в 2005 году до предполагаемых 19,3 млрд в 2006 году. Россия и другие бывшие советские республики (за исключением стран Балтии) привлекают значительно меньший объем инвестиций. В этой части региона их приток, как предполагается, сократится с 13,3 млрд до 8,9 млрд долларов. Однако компании на территории бывшего Советского Союза находят способы изыскивать средства, в частности, на международных фондовых рынках. Российские и казахские компании вышли на Лондонскую фондовую биржу, как и украинские группы - хотя и в меньшем масштабе. Даже при том, что политические сложности в регионе создают существенные препятствия, капиталы тем не менее находят способы попасть туда, где их ожидает потенциальная прибыль. | |
|
Всего комментариев: 0 | |